БР и Младенец со св. Анной {1779} Virgin and Child with St Anne
история:
Замысел картины возник у художника в ~1495.
Создаётся первый, ныне утерянный картон к картине.
Сохранилось описание религиозной символики, сформулированное самим Леонардо.
БР, сидящая на коленях у Своей матери, склонилась к Сыну, стараясь отвлечь Его от ягнёнка (символ Страстей Господних), которого Младенец весело обнимает.
Однако св. Анна пытается отговорить Её.
Возможно, эта фигура должна была символизировать собой Церковь, не желающую препятствовать Страстям Господним.
Картон картины был признан современниками чудом искусства и вызвал настоящее паломничество.
The theme of the Christ Child on the knee of the Virgin, who is herself seated on St Anne's lap, is fairly rare, but examples of it can be found from the Middle Ages onwards - the stream of life flowing through three generations.
Leonardo must have chosen this unusual theme for symbolic reasons, which have been variously interpreted.
Sigmund Freud made out the shape of a vulture in the Virgin's garment, and suggested a psychoanalytical explanation: since as a child Leonardo dreamt that he had been attacked in his cradle by a vulture.
There is a cartoon in the National Gallery in London by Leonardo of the same subject but differing in important respects from the Louvre painting.
We know from a letter that Leonardo made another cartoon, now lost. The painting was commissioned by the Servites in Florence.
It is unfinished; perhaps it was abandoned because of the artist's sudden interest in mathematics, and his engagement as engineer in the service of Cesare Borgia.
Another hand seems to have finished the lamb which he had perhaps only sketched in; the landscape, St Anne, the Virgin and the Child Christ are the work of Leonardo himself.
The paint is applied thinly, it is limpid and transparent, so that in some places the underlying sketch is visible.
This has become apparent since the very dark varnish was lightened and some overpainting removed in 1953.
автор:
Леонардо да Винчи
Leonardo da Vinci
этап:
картон
место:
Лондон: Нац. гал.
London: NGA
оригинал
место:
Париж: Лувр (1636 )
Paris: Musee du Louvre
композиция:
Сидя на коленях у Своей матери Анны, БР наклоняется к Младенцу, Который держит за голову ягнёнка, очевидно, собираясь сесть на него верхом.
Младенец и БР смотрят друг на друга с нежностью.
А над Ними, на фоне широкого скалистого пейзажа, глядя на Них, улыбается Анна, улыбается как Джоконда, загадочно, мудро, всезнающе, однако чуть теплее и умилённее - как мать.
Голова св. Анны возвышается над всей группой, что придаёт композиции картины чётко пирамидальный характер.
Её колорит выражен в мягких переходах красно-коричневых и зеленовато-серых цветов.
В чертах лица св. Анны прослеживается их схожесть с Джокондой.
Все фигуры как бы растворены в пространстве картины.
Она дышит покоем и сосредоточенной созерцательностью.
оформление:
1508...10.
Oil on wood.
1300х1685.
Работа не закончена. Об этом говорит практически только слегка прописанный пейзаж заднего плана. Но сами фигуры обладают предельной точностью выполнения.