Благовещение Устюжское {1797}
'Annunciation' of Veliky Ustyug
происхождение названия:
Великий Устюг
история:
Происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря, Новгород.
В 1561 привезена среди других икон Иваном Грозным.
Новгородское происхождение иконы доказывается свидетельством дьяка Висковатого в "Розыске": "...да на оконе Благовещениа Святыя Богородици, вверху написанъ образъ Господа Саваофа... вземъ царь и великий князь в Великом Новеграде в Юрьеве Монастыре, а письмо корсунское, а как принесена из Корсуни, тому лет пятьсот и более".
Вторая Новгородская (архивная) летопись под 1561 годом также говорит о перенесении иконы "Благовещение" из Юрьева монастыря в Москву.
Название иконы связано с легендой о её происхождении из Великого Устюга, согласно которой перед иконой Благовещения в 1290 молился Прокопий Устюжский об отражении от города "тучи каменной".
перемещение:
Новгород: монастырь Юрьев (~1120 - 1561)
Novgorod: monastery of St George Москва (1561 )
Moscow
композиция:
Мария стоит пред Гавриилом.
Она изображена справа, голова Её чуть склонена к центру.
На груди БР изображён воплотившийся Эммануил.
В левой опущенной руке держит моток пряжи; нить, поддерживаемая поднятой к груди правой рукой, тянется к подножию, на котором стоит Мария.
Правой рукой Она словно укрывает Младенца.
Плавные силуэты, печально склоненная голова Богоматери и Её грустный лик выражают скорбное предчувствие грядущих крестных мук Спасителя.
Младенец обнажён до пояса, благословляет десницей.
Гавриил стоит слева, благословляет десницей Младенца, в левой он держит мерило (сохранился фрагмент). Позёма нет.
Вверху в центре, в синем полукруге неба на красном престоле, утверждённом на херувимах, изображён Бог Отец (Христос "Ветхий Деньми") в крещатом нимбе. По сторонам древняя чёрная колончатая надпись "IC ХС трђсвяты [в]ђтъхы д[ъ]неми".
В левой руке у Него свиток, от благословляющей десницы идёт синий луч к лону Марии. По обеим сторонам от Него - красные серафимы с золотыми рипидами. У подножия - красные херувимы.
Это одно из первых произведений в живописи всего византийского круга, где догма о Воплощении Христа, стоявшая в центре многочисленных богословских дискуссий, отражена с такой выразительной наглядностью.

Angel and Maria are strong, uncompromising figures who seem to speak directly to the viewer; here the impact is immediate and forceful.

While the figures may lack some of the later icon's movement, they are, nevertheless, equally impressive in their monumentality and spirituality.
The angel seems to resemble ancient statues, and its facial features, hair, and the flowing garments make us think of classical antiquity.
оформление:
~1140.
Доска липовая, с тремя поперечными и двумя диагональными набивными шпонками.
Икона со всех сторон надставлена сосновыми досками.
1680х2380.
1440х2290 (без надставок).
№25539.
Изображения архангела, Марии и Бога Отца окружены поздним левкасом 16 в. Фигуры врезаны по контуру, что несколько исказило их первоначальные очертания.
Крылья архангела и конец свисающего за спиной плаща лежат на новом грунте.
Фрагменты древнего золота видны вверху, у сегмента небес, и в нижней части, около фигур и у стоп архангела.
Верхние слои живописи на лике Марии стёрты, что несколько искажает образ.
Лик архангела хорошей сохранности.
На фоне 16 в. следы киноварной надписи.
Местами оставлены заделки 17 в.
Раскрыта во Всероссийской реставрационной комиссии в 1920 Г.О.Чириковым, Е.И.Брягиным, И.И.Сусловым и др. мастерами; раскрытие завершено в 1935 в ГТГ И.И.Сусловым и Е.А.Домбровской.
надпись:
Матери Бога нашего за избавление от гибели Устюга в лето 1290 посвящают вновь сооруженную ризу вызолоченную в 1818 г.
предмет с изображением:
посвящённый предмет:
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik
Hosted by uCoz