Распятие {2166}
Crucifixion
- автор:
- Верещагин В.П.
- Basil Vereschagin
- перемещение:
- М.: храм Христа Спасителя ( - )
- Moscow: church of Christ the Saviour
- место:
- алтарь главный, по правую сторону от "Тайной вечери"
- main altar
СПб: собор Казанский
- St.-Petersburg: cathedral of Virgin of Kazan
- композиция:
-
- оформление:
- Холст.
- 2800х4200.
- Стоимость 3750 р.
- посвящённый предмет:
- библиография
- Е.Л. Василiй Васильевичъ Верещагинъ по отзывамъ англичанъ // [595] С. 743 - 754.
- Вы можете видеть сотнями картины Распятия во всех художественных галлереях Европы, но ни одной подобной этой.
Даваемое в христианском мире высокое значение кресту делает для нас трудным выяснить характер креста, как виселицы у древних.
Но это ясно и сильно выражено в произведении Верещагина.
Эти кресты вблизи стен Иерусалима, громадныя башни котораго высятся над толпой, те же виселицы своего времени.
Передняя фигура - не Божество в славе своей, но бедное, измученное, окровавленное Существо, каким Распятый, вероятно, казался, когда ученики забыли его и бежали, а законники, стража и власти поздравляли себя с победой над тем, что считалось в то время вредным движением.
"Я избрал, говорит Верещагин, момент, когда крест был поднят и толпа собралась, чтобы смотреть на сцену.
Через несколько времени интерес новизны пройдёт и весь этот народ отойдёт, останутся только Мать Его, Мария, и несколько воинов; тогда Мать приблизится к подножию креста, теперь же Она плачет в отдалении и Мария Магдалина с Ней; вблизи же креста теперь - два священника и римский офицер".
Тут дивное сопоставление поражающих и странных личностей среди этой толпы, с большим интересом смотрящей на три креста: бедуины пустыни, римские солдаты, еврейские священники, торговцы с их странными плоскими шапочками, похожими на скуфейки.
Каждая личность, сама по себе и в отдельности, есть этюд с натуры, а вся группа вместе полна громадной жизненности.
Старые мастера, своими усилиями изобразить воплощение, отрицали его, Верещагин же в этом тяжело избитом Страдальце, израненном и повешенном, среди насмешек любопытной и жестокой толпы, можеть быть, не осуществил распятия.
Он написал только возможную сцену и сделал всё, чтобы вернуть нас на миг к тем временам, когда Иисус был казнён, как преступник, в дни Тиверия.
|
|
| |