Позднюю датировку подтверждает также трактовка фигур ангелов, окруживших трон: их локоны тщательно завиты, одеяния падают строгими прямыми складками. В этих образах нет ничего общего с ангелами из иконостаса св. Марка {4154}, зато содержится явная параллель ангелам в росписи свода капеллы Сан Брицио в Орвьето {5091}.
Известный исследователь итальянской живописи характеризовал Коронование БР как "одну из немногочисленных работ, в которой Фра Анджелико отбросил свое постоянное стремление придерживаться новшеств, используемых в окружающей его художественной среде". Но истина заключается скорей в том, что концепция иконостаса не могла быть воплощена с помощью перспективных приёмов, применявшихся Анджелико до того времени. В его более раннем Короновании БР из Санта Мария Нуова ряды святых уходят в глубину, постепенно уменьшаясь в размерах, за ними в отдалении видны ангелы, значимость же фигур БР и Младенца, хотя и меньших, чем фигуры переднего плана, утверждается благодаря особому положению, занимаемому ими в композиции. В ~1450 подобное решение для мастера было неприемлемо, ибо проблема состояла в том, чтобы перенести сцену из умозрительного в такое же реальное пространство, как в иконостасе св. Марка {4154}. Однако пирамидальное построение первого плана, как в иконостасе св. Марка, излишне акцентировало бы ряды святых впереди и недостаточно - фигуры на вершине композиции. В результате художник принял компромиссное решение. Он избрал низкую точку зрения - в иконостасе св. Лучии Доменико Венециано уже дал образец её мастерского применения, - передний план дан в перспективе, шатёр над троном изображен снизу, а занимающие промежуточную между ними пространственную зону ступени переданы чисто эмпирическим способом.
Это единственная из больших алтарных картин Анджелико, в которой точка схода линий не совпадает с повествовательным фокусом, хотя, впрочем, сосуд с благовониями в руке Марии Магдалины так же находится на центральной вертикали композиции, как и чаша в Посвящении св. Лаврентия в диаконы в Ватикане. Участие в исполнении Коронования БР мастерской художника отрицательно сказалось на её качестве, что особенно заметно в правой части композиции. Приведём лишь три примера: неправильный рисунок колеса, которое держит св. Екатерина, и склоненной головы крайней справа святой, и диаконы с пустым выражением лиц над ней. Такие детали были бы немыслимы в собственноручной работе мастера. Части композиции, написанные им самим, особенно фигуры Христа и БР, сильно отличаются от работы помощников. Иконостас, видимо, ещё не был закончен, когда Анджелико умер.
Тоскана ( - 1812)
Париж: Лувр (1812 )
2 Сцена из Жития св. Доминика
3 Сцена из Жития св. Доминика
4 Муж Скорбей с предстоящими
5 Сцена из Жития св. Доминика
6 Сцена из Жития св. Доминика
7 Сцена из Жития св. Доминика
|
|