Беллини, Джованни
This painting shows the Child sleeping in the Virgin's lap. It is a natural pose yet anticipates the Pieta, in which His dead body is laid across His Mother's lap after it has been taken down from the cross. The picture is dominated by the Virgin, already grieving for Her Son. Bellini's greatness stems partly from his ability to restate traditional themes with novel pictorial means. The background shows the farmland and fortified hills of the mainland provinces of Venice. These elements are integrated into a calm landscape that helps create the mood of the painting. Bellini does this in many of his pictures.
Эта картина является своего рода сводом канонов живописи Беллини и вершиной поразительного единства поэзии и метафорического языка религиозных значений, которого Джованни достиг благодаря широте культуры и эмоциональному богатству своей личности. Действительно, немногие произведения Беллини имеют подобную двойственную природу и, следовательно, требуют интерпретации на разных уровнях.
Удивителен высочайший лиризм пейзажа, играющего в картине такую важную роль. "Покой, объемлющий извечные человеческие чувства: радующая сердце красота, благоговейная религиозность, неизменная одухотворенность, полнота жизнеощущения и всеобщее умиротворение, в котором растворены и смягчены все переживания", - так Лонги (1946) описывал пейзажи Джованни, и эти слова по праву можно отнести к Мадонне на лугу. Для Пиньятти же "столь правдивая реальность", которую он видит в картине, "свидетельствует о том, что отныне преобладает в интересах художника". Однако небо, наполненное безмятежно ясным светом, золотистые невесомые деревья на фоне его прозрачной синевы, здания, строгие и великолепные, атмосфера с ее нерушимой тишиной и гармонией, являются также идеальным воплощением - "духовного, идиллического примирения или отшельнического уединения", которое, как напоминает нам Баттисти, является путеводной нитью в религиозном почитании БР.
Не забудем и о том, что поскольку БР сидит на сухой каменистой земле, то речь идёт о Мадонне-Умильта (Смирение); и если вокруг нее расстилается тщательно написанный зеленый цветущий луг, то это намекает на hortus conclusus (запертый сад) средневековых гимнов. На фоне картины - другие атрибуты, относящиеся к Мадонне: turns (крепость на холме), ворота, ограда колодца, облака (символ человеческой природы Христа, а также божественных тайн), борьба пеликана со змеей. Обилие символов и интеллектуальная многозначность, как мы видим, нисколько не умаляют эмоциональные и эстетические достоинства произведения, но, кажется, даже придают ему особенно полную гармонию. "Символизм здесь, - пишет Баттисти, - столь всеохватен, что становится чем-то само собой разумеющимся, как бы избитой истиной: предполагается, что зрителю он знаком и - подобно современному иконологу - тот стремится его найти, чтобы получить определенную информацию. Таким образом, эта картина, рассчитанная на длительное созерцание, не вызывает ни волнения, ни удивления, а лишь одно покоряющее чувство любви" (1980).
http://www.ssga.ru/erudites_info/art/belini/pictures/14_60_1.jpg
|
|