Знамение - Царскосельская {3957}
'Virgin of the Sign' of Tsarskoe Selo
история:
Икона замечательна как памятник древнего иконописного искусства и как источник многих благодатных чудес и исцелений.
Лики БР и Младенца, несмотря на свою древность, отличаются необыкновенной ясностью очертаний, живостью цветов и теней, нежностью кисти и полной гармонией как в частностях, иак и в целом.
Выражение лика БР производит на молящихся разные впечатления почти в одно и то же время и на том же месте: то оно кажется светлым и умильным, то вдруг темнеет и принимает строгий вид.
Происхождение иконы весьма древнее. При всей красоте своей и ясности лики БР и Младенца носят на себе и ощутимые следы древности: тонкие и довольно значительные трещины красок образуют на ликах и руках как бы тонкую сеть.
Подобные следы древности ещё очевиднее на остальных частях иконы, покрытых золотым окладом и шитой ризой; во многих местах краски и даже грунт совсем уничтожились.
Икона принесена в дар царю Алексею Михайловичу одним из восточных патриархов, - по всей вероятности, св. Афанасием, патриархом Константинопольским.
С того времени сия св. икона сделалась особенно почитаемой святыней в царствующем роде. Пётр Великий питал к ней особенное благоговение.
Перенося столицу из Москвы в СПб, преобразователь России перенёс в числе прочих драгоценностей и св. икону. Она оставалась при нём до его кончины.
Затем она перешла в собственность дочери его, цесаревны Елизаветы Петровны, с глубокой верой чтившей её и всегда сохранявшей её при себе. По преданию, Пётр Великий благословил этой св. иконой дочь свою как наследницу престола после Екатерины I.
Цесаревна Елизавета часто молилась в уединении пред св. иконой, с глубокой верой, что БР совершит и для неё знамение своего покрова и заступления.
Радостная весть о восшествии императрицы Елизаветы Петровны на престол понеслась во все концы империи на третий день после того, как северная столица присягнула ей, именно 27 ноября, в праздник св. иконы.
В 1747, в середине мая, совершилось торжественное перенесение иконы в построенную для неё церковь. Перенесение продолжалось три дня со многими на пути остановками и сопровождалось крестным ходом от СПб до Царского Села; знатнейшее духовенство и все чины двора сопутствовали св. иконе. Императрица неотлучно присутствовала при этой священной процессии и по временам сама несла св. икону.
Екатерина II также глубоко чтила св. икону, как чудотворную святыню, любила молиться пред ней. В особенных случаях, во время народных бедствий пред иконой совершались торжественные молебствия в присутствии императрицы.
Так было и во время чумы, свирепствовавшей в 1771 в Москве и её окрестностях.
В 1820, 12 мая, икону вынесли из храма по случаю пожара во дворце, угрожавшего соседним зданиям, а также и церкви. Император Александр I, обратясь к иконе, воскликнул: "Матерь Божия! Спаси мой дом!"
В одно мгновение ветер, нёсший пламя на церковь и соседние здания, как бы повинуясь невидимой силе, переменил своё направление, и пожар быстро прекратился. Икону возвратили на место.
В 1831 в связи в распространением холеры царскосельские жители поспешили обратиться к покрову БР. По их просьбе икону поставили на средину церкви, и пред ней началось молебное пение. Затем икону обнесли вокруг города с крестным ходом, пением и молитвами.
Холера совершенно миновала Царское Село. В благодарственное воспоминание такого дивного события икону поставили внизу.
Наконец наступил 1848 год, памятный второй, почти повсеместной холерой, и БР как бы Сама восхотела обновить сию обветшавшую, но драгоценную для верующих икону.
Богоугодный труд сей БР возложила на девицу Марию Антоновну Давыдову, жительницу Царского Села. В одну ночь она видит во сне, будто пред ней стоит св. икона как бы на воздухе, а она вышивает на неё ризу и уже оканчивает оную в полном великолепии.
Пораженная своим сновидением, она рассказала о том своим родным и знакомым.
С непостижимой быстротой распространилась в народе весть об этом сновидении и вскоре стала известна при дворе.
Императрица Александра Фёдоровна, прибыв весной в Царское Село, посетила Знаменскую церковь в сопровождении великих князей Николая и Михаила Николаевичей, осмотрела св. икону и заметила, что краски на полях очень ветхи, но лики остались совершенно невредимы и смотрели как живые. Это произвело глубокое впечатление на императрицу, и она тогда же пожелала узнать, может ли Давыдова вышить ризу на св. икону, и если может, то составила бы рисунок и представила оный на Высочайшее воззрение.
Столь благополучное начало обрадовало Давыдову, но вместе с тем привело в сильное затруднение и недоумение: какой дать вид предполагаемой ризе и как лучше изобразить её на рисунке?
Она была мало знакома с искусством рисования, не имела в виду никаких средств к устройству ризы и не знала, откуда взять всё необходимое для этого дела.
Сознавая всё своё бессилие, она молила ПрБр, да Сама явит ей Свою помощь. Вскоре ей представилась во сне БР точно в таком виде, как на иконе, но покрытая прекрасным узором, как бы ризой, с убрусом на главе и омофором на плечах.
Восхищённая таким дивным явлением, Давыдова хотела встать и тотчас начертить виденный ею образец ризы; но вдруг опять забылась, и то же видение повторилось снова ещё живее и яснее.
Пробудившись от сна, она поспешила начертить узор для ризы, как видела её во сне и как теперь она видима на св. иконе. Рисунок этот был совершенно одобрен императрицей.
Прежде чем приступить к предстоящему труду, Давыдова приготовилась к нему молитвой и покаянием, исповедалась и причастилась св. тайн. Вслед за тем последовали разные приношения и от Высочайших особ, и от богатых, и от бедных усердных богомольцев.
Пожертвования стекались как бы сами собой, и в таком множестве, что нельзя не признать воли Божьей и в этом направлении: сердца верующих стремились способствовать богоугодному делу.
Жители Царского Села, во второй раз избавленные от холеры, не щадили своих сокровищ для украшения чудотворной иконой, выражая тем свою благодарность БР.
Нередко случалось, что при множестве приношений не все соответствовали назначению и частностям рисунка, и тогда труженица Давыдова взывала к помощи Владычицы, и, бывало, не успеет никому ещё сказать, как являются жертвователи с такой именно вещью, которая была необходима. Таким образом и устроилась в 1849 священная шитая риза на чудотворную икону.
В 1853 М.А.Давыдова в знак благодарности к БР издала с Высочайшего разрешения хромолитографическую копию с иконы в малом виде с добавлением отсутствующих ещё в то время ликов св. Николая Чудотворца и св. муч. царицы Александры.
В 1863, 16 июня, начался сильный пожар. Большой опасности подвергся старый царскосельский дворец и в нём Знаменская церковь. Несмотря на предпринятые усилия, огненный поток стремился вперёд, истребляя всё на своём пути.
Пламя охватило куполы и кресты, проникло внутрь храма. Казалось, нет уже средства к прекращению пожара. Тогда по воле императора и его августейшей супруги св. икону вынеслы из церкви и обнесли вокруг горевшего дворца.
В сретение иконы БМ вышли августейшие молитвенники, и, едва успели преклониться пред нею со смиренной молитвой и с верой прикоснуться к ней устами и сердцем, пожар почти мгновенно прекратился, так что, когда св. икону проносили мимо горевшего храма, на нём видны были только погасшие следы огненного разрушения.
Много свершилось знамений чудотворной силы от этой благодатной святыни.
В особенности поражает одно из таких событий по тому спасительному примеру для всех матерей-христианок, которые по глубокой любви к детям своим и при желании им спасения приходят к сознанию своего бессилия.
Проживавшая в СПб смоленская помещица Е.И.Дудинская имела сына, флотского офицера, которому по службе следовало отправиться в Чёрное море на корабле "Ингерманланд". Она специально приехала в Царское Село, чтобы отслужить об его здравии и благополучии молебен пред св. иконой. По окончании молебна Дудинская, став на колена пред иконой, воскликнула в слезах: "Царица Небесная! Тебе поручаю сына моего, и на Тебя вся моя надежда: Ты возвратишь мне его и со дна моря!..."
Во время плавания корабль попал в бурю и потерпел крушение. В числе погибающих и сын Дудинской был выброшен за борт.
Сознавая неизбежную гибель, он вдруг вспомнил о св. царскосельской иконе и от всей души воззвал к Ней: "Царица Небесная! Мать моя просила Тебя обо мне, — спаси меня для неё".
После этого он лишился чувств: когда же пришёл в сознание, то увидел себя на морском берегу и благоговейно возблагодарил БР за чудесное спасение.
перемещение:
Москва (1645 - ~1703)
Moscow

СПб (~1703 - 1747)

St.-Petersburg

Царское Село: церковь Знаменская (1747 )

Tsarskoe Selo: church of Virgin of the Sign
композиция:
БР и Младенец с ангелами и святыми
Virgin and Child with angels and saints
оформление:
Икона написана на доске.
1000х1500.
Икона покрыта золотым окладом и шитой ризой.
В 1741 императрица Елизавета Петровна, по вступлении на престол, повелела в знак благодарности Царице Небесной устроить из своих собственных сокровищ драгоценную ризу на икону.
В 1742 икона была украшена этой ризой. Она отчеканена из червонного золота (11 кг), представляет прекрасное соединение золотых букетов и гирлянд; прозрачный, как бы сплетённый венец заканчивается золотыми же херувимами, парящими вокруг главы БР.
Впрочем ризу эту следует скорее назвать окладом, потому что она покрывает не всю икону, а только верхнюю часть её, до плеч БР; начиная же отсюда - удаляется к краям иконы и оканчивается внизу широкой золотой же каймой.
Чело БР, живописная одежда на Ней и на Младенце, а также лики святых оставались открытыми.
В 1748 последовало дополнительное украшение сей ризы.
В таком виде икона сохранялась столетие. Она лишилась прежней красоты и благолепия.

В 1849 на икону сшита священная риза.

Риза эта представляет БР облечённой в разноцветную мантию с широкими рукавами, поверх которой спускается широкий омофор, нисходящий от плеч и окаймляющий всю мантию. Чело БР украшено убрусом, шитым из жемчуга, бриллиантов и самых драгоценных камней.
Такая же мантия и омофор покрывают и Младенца. Основой ризы служит золотая фольга, которая дополняет своим блеском общую красоту.
При солнечном свете здесь ярко отражаются все цвета радуги; при вечернем освещении риза горит разноцветными огнями и как бы соткана из самых драгоценных украшений.
Тут можно отыскать во множестве алмазы, бриллианты, бирюзу, топазы, аметисты, сапфиры, изумруды, аквамарины, опалы, гиацинты.
В церковной описи 1860 года значится 32 группы самых замечательных драгоценностей. Жемчуга, бурмицких зёрен, граната и других драгоценностей так много, что невозможно их исчислить.
Приношения стекались в таком множестве, что всё не вмещалось в ризе, и потому из них составилась большая драгоценная корона в венце Приснодевы, и самый венец украсился замечательными драгоценностями.
Святые по краям иконы также обрели драгоценные ризы. Ризы для святых в нижнем ряду устроены в 1859 при добавлении этих образов.
Нижняя золотая кайма осыпана большими и дорогими камнями. Среди них красуется сердцеобразный огнистый топаз, приношение В.А.Прянишниковой, на котором вырезана надпись, указывающая на избавление Царского Села от холеры: "1831 и 1848 годы".
Большая и наилучшая часть этих драгоценностей составляет жертву в Бозе почивших императриц Александры Фёдоровны и Марии Александровны и великих княгинь Александры Иосифовны, Марии и Ольги Николаевн; эти жертвы украшают убрус на главе БР и перси, а также грудь, пояс и прочие части одежды Младенца.
Размер шитой ризы 890х1100.
Риза оценена в 28 тыс.р.с., со всеми украшениями и золотым окладом - до 50 тыс.р.с.

Внизу св. иконы находится сердцевидная золотая дощечка, устроенная из разных мелких золотых вещей, как-то: цепочек, серёг, колец, брошек, пожертвованных богомольцами.

На этой дощечке вырезаны следующие слова: "за спасение от эпидемии приими, Милосердная Владычице, Покровительнице града Царского села, сии перла, яко слёзы благодарности, орошающия Твою пречистую ризу, от усердных рабов Твоих и впредь помилуй нас".
Внизу прибавлена подпись: "сию ризу вышивала девица Мария Давыдова с сестрами вследствие сновидения".
Из оставшихся приношений сёстрами Давыдовыми устроена богатая пелена к св. иконе, шитая по пунцовому бархату драгоценными каменьями, золотом и серебром, бусами и римским жемчугом.
На пелене красиво вышиты сияние, крест, Евангелие, сосуд, две скрижали и кадило, виноградные листья, кисти и колосья.
К этому же времени относится и ковёр усердия, покрывающий пол не только в алтаре, но и до половины церкви. Над ковром под руководством Давыдовых трудились многие из усердных почитательниц святыни.
Икона помещалась в деревянном киоте за переплетённой рамой в несколько стёкол.
Пред ней стоял большой медный посеребренный подсвечник с неугасимой лампадой.
Некоторые из усердных богомольцев пожелали украсить икону более соответствующим киотом, и тогда последовали приношения на этот предмет.
В 1855 икону поставили в бронзовый позолоченный киот.
Украшение довершило цельное зеркальное стекло для киота, пожертвованное почившим в Бозе императором Николаем Павловичем с августейшей супругой.
Вслед за тем из пожертвований особ императорской фамилии и других лиц при Высочайшем дворе устроен пред св. иконой новый, огромного размера, бронзовый вызолоченный канделябр в 30 больших и 48 малых свечей, заканчивающийся вверху литым из серебра ликом ангела Божия, преклонившего колена пред Царицей Небесной и держащего на главе своей неугасимую лампаду, в десной руке маленькое кадило.
предмет с изображением:
посвящённый предмет:
праздник:
5.VII - крестный ход с иконой вокруг города (1832 ) в память избавления от холеры в 1831
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik
Hosted by uCoz