Два обстоятельства затрудняют оценку алтаря.
Во-вторых, оценке произведения мешает состояние его сохранности; поскольку живописная поверхность подвергалась очистке с помощью наждака, в настоящее время трудно составить правильное представление о рисунке, светотени или колорите. Но уже при первом впечатлении становится очевидным, что пространственное построение здесь шире, чем в любом из более ранних иконостасов художника. Если в центральной части триптиха Линайуоли БР заполняет собой глубокую нишу в центре картины, а фигуры святых в полиптихе из Перуджи отделены от абстрактного золотого фона столом, то здесь Анджелико впервые прибегает к новым принципам конструирования пространства. Высокая точка схода линий приходится как раз на середину сцены, так что ортогонали, проходящие по великолепному анатолийскому ковру и ступеням трона, пересекаются на центральной группе персонажей.
Altarpiece dedicated to the two medical saints, Cosmas and Damian.
В центре, на фоне златотканого занавеса восседает БР с Младенцем в окружении ангелов, по четыре с каждой стороны. За ангелами тянется стена, скрытая тканым покрывалом, за которой виднеются два пальмовых дерева и целая роща кедров и кипарисов, а между их стволами - прекраснейший из пейзажей Фра Анджелико. Мастеру удалось передать иллюзию целостного пространства. От светотеневой моделировки, призванной одновременно смягчать контуры фигур и объединять их, ныне сохранился не более чем слабый намёк.
Евангелие в руках Марка открыто на главе VI: 2-8, которая начинается описанием того, как Христос учил в синагоге, а слышавшие его "с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его?", и завершается его заповедью апостолам "ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе". Жесты двух святых слева отражают изумление слушателей Христа, а в противоположной стороне композиции представлены два основателя монашеских орденов, следовавшие обету апостольской бедности.
По краю плаща БР идут слова из Книги Екклесиаста, этой же книгой внушено и изображение пальм, кедров, кипарисов на заднем плане, а также гирлянд роз, прикрепленных вверху за занавесом.
Достоен внимания высоко эмоциональный строй иконостаса. (Конечно, сейчас различима лишь мимика св. Космы, поражающая патетическим тоном, какой не встречается в более ранней ренессансной живописи.)
http://sai.msu.su/cjackson/angelico/p-angeli21.htm
http://sai.msu.su/cjackson/angelico/p-angeli22.htm
http://sai.msu.su/cjackson/angelico/p-angeli23.htm
|
|