Иконостас находится на стыке двух традиций: древнерусской и барочной украинской.
Перед мастерами ставились цели монументально-декоративного порядка.
Каждому ярусу поручалась своя "партия".
Почти все иконы предалтарного ряда переписаны заново или неоднократно реставрировались.
Первая реставрация произведена в 1767...72, когда иконостас был разобран и вынесен из собора в специально подготовленные помещения, где заново вызолочен, а иконы реставрированы.
В 1820 при преосвященном Иосифе была “обновлена позолота на иконостасе во всю вышину его под самые своды, исправлена живопись на иконах и исправлены стены”.
В 1888 иконы реставрированы московским художником Морозовым.
Иконостас заново реставрирован и поновлен в ~1965.
В 1977...78 ряд икон местного, деисусного и пророческого чина и иконы из круглых медальонов 5-го яруса были очищены реставраторами от позднейших записей.
автор:
Дурницкий П.
Peter Durnitsky
история:
Пётр Дурницкий, украинский мастер.
Участвовал в написании икон и иконостаса для Успенского собора в Смоленске.
Мастицкий А.
Andrew Mastitsky
Олицкий Ф.
Theodore Olitsky
Трусицкий С.М.
Sila Trusitsky
Яковлев С.
S. Yakovlev
место:
Смоленск: собор Успенский
Smolensk: cathedral of Dormition
ярус:
пророческий
prophet row
оформление:
Пятый, последний, ярус - пророческий.
Обмер этих икон затруднён.
Круглые иконы имеют диаметр 1600.
Всего икон 20.
В центре - Распятие; по краям - жертвоприношение Авраама и пророк Моисей со скрижалями.
Вверху - Господь Саваоф.
апостольский
apostle row
порядок сцен:
Христос Великий Архиерей с архангелами Михаилом и Гавриилом по краям и сонмом ангелов
композиция:
Христос изображён сидящим на златокованном богато орнаментированном престоле, одетым в изукрашенный золотым узорочьем саккос и корону, с благословляющей десницею и скипетром и державою в другой руке.
оформление:
Икона писана в удивительно мягком колорите терпких, тёплых тонов.
Из всех росписей иконостаса лишь эта икона сохранилась в первоначальном виде.
2650х3650.
оформление:
Четвертый ряд - апостольский, а не деисусный, как положено в древнерусском иконостасе.
Слева и справа - апостолы.
Всего их 14 (вместе с Благовещанием и Преображением в боковых приделах).
Размер апостольских икон 1350х3150.
праздничный
feast row
оформление:
Первоначальный порядок не сохранился (в порядке церковного календаря или по хронологии событий).
Строгий смысл утрачен.
Всего 20 икон размером 800х1030.
местный
local row
порядок сцен:
1 Св. Авраамий Смоленский
St Abraham of Smolensk
7 врата царские
holy gate
13 Св. Меркурий Смоленский
St Mercury of Smolensk
оформление:
Иконы имеют овальное завершение, их размер 1350х3150.
Последовательность та же, что и в классическом древнерусском иконостасе.
Внутри ряда - иконы, посвященные Богородице, так как это богородичный храм.
В иконах явно чувствуется влияние гравюры ХVIII в.
Все фигуры и детали икон изображены в прямой и воздушной перспективе, со свето-теневой моделировкой.
Западная экспансия присутствует и в изображении местного образа БМ.
цокольный, или пядничный
base row
оформление:
Цокольный ярус в иконостасе с его литературно-повествовательными сюжетами обычно выдерживался в скромной коричневой гамме.
Он всегда играл роль элемента, помогающего ритмическому строю композиции местного ряда.
Состоит из овальных икон размером 840х610.
Сюжеты самые разные, в основном из Нового Завета.
Всего икон 10.
оформление:
~ 1735...45.
Композиционную основу пятиярусного иконостаса составляют колонны, перевитые поярусными карнизами.
Между ними - резные филенки, обрамляющие живопись.
Колонны и карнизы покрыты великолепной позолоченной резьбой: мотивы - гроздья и листья винограда, цветы мальвы, подсолнечника, дуба, клёна.
Особенностью резьбы является её двуслойность: на нижний, ажурный слой сверху наложен ещё один слой, глубокий, прозрачный.
Наряду с золочением, многие профили иконостаса посеребрены, они оттеняют и разнообразят золотое мерцание основной резьбы.
Иконостас имеет 10 деревянных скульптур ангелов в разных позах: лежащие, стоящие.