Реликварий, вероятно, заключил в себе всю родовую святость, собиравшуюся не одним поколением этой фамилии, о чём говорит завершение торжественного и протяжённого перечисления вложенных в мощевик реликвий - «мощей семнадцать неведомых», память о которых со временем стёрлась.
Столь значимый для заказчика священный предмет был заказан одному из лучших новгородских мастеров, о чём свидетельствует высочайший уровень исполнения резных по камню рельефов, вводящий складень в ряд шедевров русской пластики и в число редчайших, точно датированных её образцов, чью историю можно проследить едва ли не с самого замысла.
Согласно грамоте митрополита Филиппа, складень был вручен ему новгородским боярином Семёном Ермолиным сыном Трусовым, в Новгороде, который Филипп посетил в 1566 по пути в Москву на поставление в митрополиты.
Затем складень вместе с рядом других предметов и с «памятью», данной некоему Исайе, был послан митрополитом Филиппом в Соловецкий монастырь, где упоминается в составе ризницы, начиная с описи 1570 г.
В конце XVIII в. в монастыре, возможно, ещё была жива память о связи складня с именем святителя Филиппа, поскольку мощевик в это время вместе с некоторыми другими древними реликвариями находился в особом деревянном ковчеге в раке св. Филиппа митрополита.
В первой четверти XIX в. резной диптих вместе с литым из серебра золочёным Распятием и другими ковчегами и крестами-мощевиками был выставлен на одном из двух больших аналоев, помещавшихся по обе стороны амвона в Спасо-Преображенском соборе.
перемещение:
монастырь Соловецкий Спасо-Преображенский ( - )
Solovetsky monastery of Transfiguration
перемещение:
ризница (1570 - )
рака св. Филиппа митрополита ( - )
собор Спасо-Преображенский ( - )
cathedral of Transfiguration
место:
аналой
ризница ( - )
М.: ГММК
Moscow: Museums of Kremlin
композиция:
Св. Троица, левая створка
Holy Trinity
композиция:
В углах помещены символы евангелистов: наверху - ангел и орёл, внизу - лев и телец.
БР и Младенец с ангелами, правая створка
Virgin and Child with angels
композиция:
Знамение
Virgin of the Sign
В углах помещены херувимы (наверху) и серафимы (внизу).
Крест, снаружи
Cross
композиция:
Семиконечный креста с копьём и тростью, с головой Адама в подножии.
В углах - небольшие круглые клейма, в верхнем левом клейме сохранилась пластина с чёрной эмалевой надписью вязью: ЦАРЬ СЛАВЫ.
Композиция выполнена в технике эмали по скани с зеленой, голубой, тёмно-синей и белой эмалью.