В основу сюжета иконы положено начало акафиста (хвалебная песнь, прославление) Богородице, написанного св. Иоанном Дамаскиным:
"О Тебе радуется обрадованная всякая тварь, архангельский собор и человеческий род, освящённая церкви и раю словесный, из нея же Бог воплотися и младенец бысть ... о Тебе радуется, обрадованная, вся тварь, слава Тебе."
Образ БР с Младенцем на руках стал символом совершенной Матери и совершенной Девы, что прославляется в тексте "девственное похвале".
Девство у наших предков было символом высшей мудрости. Вероятно, поэтому на этих иконах изображались монахини-девственницы.
Здесь наиболее полно и образно передана идея единства мироздания, взаимопроникновения мира земного и дольнего, который заключён в круг - символ вечной гармонии.
Иконы этого сюжета особенно радостны, светлы и красочны.
Радость и счастье - состояние духа, не зависящее от внешних обстоятельств. Это состояние глубоко личное, через него Бог открывается человеку.
Это состояние никто не может отнять у человека, оно не зависит от того, беден ты или богат.
Если Бог открывается тебе, то Радость - в твоей душе, а не вне тебя. И это - знак спасения, спасения и личности, и мира.
А спасение мира происходит через личность БР. Личность в христианстве - явление космическое, и цель личности - обретение духовной радости.
Поэтому иконы этого сюжета радостны. И радость эта - Вселенская.
Мироздание на этих иконах напоминает прекрасный, дивный храм или огромный корабль, на котором к счастью плывёт по вечной вселенной человечество со своими святыми.