Сурдегская
Virgin of Surdegis
происхождение названия:
местечко Сурдегис
история:
В 1510 г. в м. Сурдегис, в 28 км от г. Паневежис, знатный православный христианин Богдан-Шиш-Ставицкий построил церковь неподалеку от ключа.
28/15 августа 1530 икона явилась над ключём вблизи приходской церкви.
В ознаменование этого события биржанский староста Алексей Фёдорович, прозывавшийся Владыкой, построил над ключём деревянную церковь Св. Троицы.
В 1550 благодаря помощи некой Анны Шишанка-Ставицкой в м. Сурдегис был основан мужской Свято-Духов монастырь.
Под покровом Божией Матери монахи, несмотря на тяжелые испытания, смутные времена и господство иноверцев, хранили верность православию.
На протяжении всей истории существования монастыря с 1550г до первой мировой войны обитель оставалась православной. Враги православия неоднократно пытались захватить монастырь, разогнать монахов и даже забрать чудотворную икону. Но по молитвам иноков Божия Матерь разрушала планы злоумышленников.

С момента своего появления икона просияла многими чудесами. Старая монастырская запись гласила: «Если бы начать описывать все излившиеся благодеяния человеческому роду разного исповедания и различнаго пола и сделать о том повальный обыск от древних времен о чудесах от Сурдегской Богоматери происходивших, то составилась бы большая библиотека книг...»

Как-то отнятый у православных святой образ привезли в Трашкунский бернардинский монастырь, но когда икону внесли в храм, лик стал тотчас же невидим для присутствующего народа, а у похитителей перекосило челюсти. Бернардинский настоятель, видя это знамение, тут же отправил икону крестным ходом обратно в Сурдегский монастырь.
Возвращение святыни было ознаменовано новыми чудесами.
Один озлобленный фанатик, глядя на икону, кричал: «Чародейка не хотела быть у нас!» Он тотчас лишился рассудка, а исступление, им овладевшее, было столь велико, что родственники должны были заковать его в цепи.
В то же время слепая нищенка приблизилась к иконе, с благоговейной верой и молитвой преклонилась пред святыней и получила зрение.
Видя такие чудеса, многие приходили в монастырь поклониться Матери Божией и помочь монастырю.
Анна Ставецкая, по мужу Городенская-Белевичева, из Жерезнищев, в 1625 г. вместо деревянной совсем обветшавшей церкви начала строить новую каменную, освященную в честь сошествия Св. Духа, (эта церковь была построена до 1636 г.) и обеспечила дальнейшее существование монастыря большими угодиями. Поддерживал и помогал монастырю и знаменитый изгнанник, князь Андрей Михайлович Курбский, бежавший в Литву от гнева царя Иоанна IV в 1563 г. А риза, в которую одета святая икона, сделана усердием Александра Михайлова-Неронова в 1885 г.
С тех пор почитание иконы и значение монастыря увеличилось не только между православными, но и среди инородцев, старообрядцев и католиков.
На Литве, в Курляндии и Белоруссии икона привлекает со всех сторон множество богомольцев.
Одна девица, Кунегунда, из деревни Дубеск, римско-католического вероисповедания, страдала тяжелою падучею болезнью. 23 января 1817 г. она была привезена своим отцом Варлаамом в обитель. Здесь после семидневных служений молебнов перед чудотворною иконою больная совершенно исцелилась и здоровой возвратилась домой.

20 октября 1816 г. была приведена в обитель из Курляндии одна женщина, литовка, по имени Ксения, одержимая сумасшествием. Ее держали два человека, и она неистово рвалась, металась и громко кричала. Три дня совершалось иноками молебное пение Богоматери пред Её иконою; больная и сама, насколько могла, молилась, и на третий день прошел ее тяжелый и многолетний недуг. Выздоровевшая Ксения возвратилась домой, славя милость и чудеса Богоматери.

Жена крестьянина села Аионши Вилкомирского уезда, Ивана Скуковскаго Евдокия два года страдала головною болью, потемнением глаз и ломотою во всех костях. Будучи привезена в обитель, больная Евдокия с усердием молилась пред чудотворною иконою Богоматери и через 9 дней совершенно выздоровела и здоровою возвратилась домой.
14 авг. 1816 г. настоятель монастыря о.Маркиан, только что вступивший в должность, по окончании богослужения воздал должное поклонение чудотворной иконе Богоматери и, облобызав её, вместе с Виленским архимандритом Иоилем взошёл в алтарь. В это время от св. иконы в алтаре распространилось сильное благоухание как бы от только что расцветших лилий или от курения драгоценных ароматов. Изумленный настоятель Маркиан спросил архимандрита Иоиля: «Изволите ли слышать столь чудное благоухание?» Архимандрит Иоиль ему отвечал: «Слышу, такое благоухание редко когда и в киевских пещерах слышно бывает».

Еще одна интересная история описывается в Памятной книжке Ковенской губернии на 1891 г.:

«Во время последней польской конфедерации прибыли польские солдаты с намерением ограбить обитель и обобрать украшения на чудотворной иконе Богоматери. Но едва лишь они проникли в Свято-Духовскую соборную церковь, как узрели чудное видение: лик Богоматери и Богомладенца Христа на чудотворной иконе сияли, необыкновенным светом. Сложив шпаги, гордые паны преклонили пред чудной иконой колена, испрашивая у Матери Божией прощения за свой злой умысел. Потом начальствующий над ними смиренно просил иноков Сурдегских дать от чудотворной иконы Богоматери на благословение крестик. Он взял данный монахами крестик и сел на коня; но вдруг конь, до сих пор послушный, рассвирепел и сбросил с себя седока, который при быстром падении на землю потерял данный ему крестик (потом не найденный)».
У священника Антоленской церкви Новоалександровского уезда Ковенской губернии Александра Спасского был тогда малолетний сын Георгий (26 сент. 1876 г. рождения). Как рассказывают «Литовские епархиальные ведомости» 1888 г. Георгий был настолько слаб, что родители не имели надежды на его выздоровление и даже ждали его смерти. Симптомы болезни были такого рода, что мальчик лишен был всякого аппетита, страдая необыкновенной жаждой. Он в сутки выпивал до 30 стаканов молока или чая с молоком, страдая бессонницей, причем, желудок его от питья был настолько слаб, что совершенно не способен был к пищеварению. Если же вкушал пищу, то тут же появлялась рвота. Всегда он был скучен, печален и уныл и не мог забавляться играми, как все дети.
Кроме того, Георгий никак не мог быть внесен в церковь, где, глядя на иконы, трепетал и дрожал, а тем более не мог слышать церковное пение и находиться на богослужении.
Врачи, которые его лечили, признавали болезнь неизлечимой и прописывали одинаковый тип лекарств не для исцеления, а для временного облегчения его болезни.
Родители Георгия решили обратиться за помощью к БР и отвезли его 14 авг. 1881 в Сурдеги. На удивление родителей, 15 авг. пятилетний мальчик простоял всю литургию, усердно молясь, и был удостоен святого причастия. И с этого времени Георгий полюбил церковь настолько, что лишь только ударит колокол к божественной литургии, как он, одевшись, спешил в церковь. С этого дня он стал выздоравливать, и от его болезней вскоре не осталось и следа.
Сурдегская икона Богоматери привлекала к себе богомольцев из Курляндии и Белоруссии, но особое усердие к ней имели русские купцы из Риги.
На пожертвования православных жителей города Риги в 1812 г. вместо старой, полуразрушенной церкви, построенной в 1636 г., была выстроена новая каменная с одним куполом по середине, с колокольнею над притвором, крытая железом. С левой стороны храма находится узкая лестница, ведущая под алтарь, там и по сей день бьет ключ, на котором явилась чудотворная икона (этот храм и сейчас находится в таком же состоянии, только лишь без одного купола, в нем ныне молятся католики).
К этому Свято-Духову храму на Успение приезжали купцы и жители города Риги. Они заказывали отслужить здесь всенощную, водосвятный молебен с акафистом Богородице, литургию и панихиду по родственникам, читали на клиросе, пели в хоре, продавали свечи и занимались чисткою церковной утвари.
На праздник Успения образ Богоматери обносили вокруг церкви, и все присутствующие проходили под иконою, как бы под покров Богородицы. Этот обычай сохранили православные и до сегодняшнего дня.
В 1915 г., перед занятием Литвы немецкими войсками, Сурдегская икона была эвакуирована в Ярославль, где находилась в иконостасе одного из храмов. Побоялись православные потерять святыню и вывезли икону в глубь России.
24 мая 1921 Сурдегский образ снова засиял земле Литовской и был помещён уже в Паневежисе.
По молитвам прихожан г. Каунаса и по распоряжению митрополита Литовского Елевферия, святой образ пребывал 6 месяцев в Каунасском храме и 6 месяцев оставался в Паневежском храме.
Но в период Великой отечественной войны перемещение иконы из одного города в другой было затруднительно, и св. образ оставлен в Каунасе.

«В один из летних дней (июль 1997) - рассказывает псаломщица Каунасского Благовещенского собора Нина Александровна Чёрненькая, - находясь в Виленском Свято-Духовом монастыре, я пришла рано утром к открытию храма и встретила молодую женщину с дочкой. Женщина искала храм, где находится образ Сурдегской Божией Матери.

- Год назад, когда моя девочка была слепая, я услышала о чудесных делах, которые творит эта Сурдегская икона, – рассказывает женщина. – Не зная, как выглядит икона, стала усердно молиться, надеясь на чудо, дав обет отыскать эту икону и поклониться ей в знак великой благодарности за исцеление дочере. И вот девочка прозрела, а я еще не исполнила свой обет.
Я объяснила ей, что икона находится не в Вильнюсе, а в Каунасе. Женщина, услышав это, расстроилась, объясняя, что не успеет даже увидеть икону, т.к. в 12 часов автобус, на котором приехала, уезжает обратно в Латвию.
- Храм рядом с вокзалом… Успеете помолиться и до отъезда вашего автобуса возвратиться в Вильнюс, – убеждала я.
Женщина неуверенно отправилась на вокзал, а я слёзно молилась Богородице, чтобы она благословила их путь.
После богослужения я направилась к вокзалу и встретила счастливую маму и дочку:
- Матушка, а мы успели…
Воздав благодарность Богу, они поспешили в Виленский монастырь, дабы успеть поклониться и виленским мученикам Антонию, Иоанну и Евстафию».

Сегодня, как и в прежние времена, являет икона сия чудеса миру и помогает людям, призвающим имя Её в молитвах своих: «Уста моя изрекут хвалу Господню и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки веков.» (Пс. 144,21).

перемещение:
Сурдеги Вилькомирского уезда Ковенской губ.: монастырь Сурдегский Свято-Духов ( - )
Surdegi: monastery of Holy Ghost Ярославль (1915 - 21)
Yaroslavl

Паневежис (1921 - )

Panevezhis

Каунас: собор Благовещенский

Kaunas: cathedral of Annunciation
композиция:
БР и Младенец
Virgin and Child
оформление:
Оклад. Нимбы совмещённые, лучистые.
Верх полукруглый.
предмет с изображением:
посвящённый предмет:
праздник:
28/15.VIII
Virgin museum
Peter museum
Mycrossof
Valenik
Hosted by uCoz