В сороковой день Господь явился ученикам Своим, когда все они с Пречистою Его Матерью и другими женами находились, без сомнения, по Его же предварительному наставлению, в Иерусалиме. Здесь в последний раз Господь беседовал с возлюбленными учениками Своими, - в последний раз снова заповедовал им идти во весь мир для евангельской проповеди и, повелев не отлучаться никуда из Иерусалима, до тех пор пока не получат обещанного Утешителя - Святаго Духа, вышел с ними из Иерусалима к Вифании. При последних словах св. апостолы, все ещё не свободные от мыслей о земном царствовании Иисуса Христа, вопросили Его: Господи! Не в сие ли время восстановишь Ты царство Израилево? Господь ответил им на это: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец предоставил Своей власти. Но вы получите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Моими свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних (стран) земли (Деян. 1, 6-8).
Взошедши на вершину горы Елеонской, Господь воздвиг (поднял вверх) руки Свои и начал благословлять учеников и, вот - в это самое время, когда благословлял их, начал Он выше и выше подниматься от земли и восходить к небу, пока светлое облако не сокрыло совершенно божественного Учителя от взоров возлюбленных учеников Его. Господь вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца Своего. Св. апостолы в недоумении и страхе все ещё искали взорами своими сокрывшегося от них в небесной высоте своего Учителя и Господа, как вдруг явились пред ними два мужа в светлых одеждах и сказали им: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небе? Сей Иисус, вознесшейся от вас на небо, некогда придет опять на землю таким же образом, как вы видели восходящим Его на небо (Деян. 1, 8-14). Апостолы, утешенные словами небесных вестников (это были ангелы), возвратились во Иерусалим с великою радостию, и пребывали непрестанно в молитве и славословии Бога, ожидая обещанного Утешителя, Святаго Духа.
Вознесение Господа на небо святая церковь называет исполнением смотрения Его же о нас, т.е. последним действием Его в совершении нашего спасения, через которое земное соединено с небесным. Это означает следующее. Своими страданиями и крестною смертию Господь удовлетворил правде Божией за грехи наши. Своим воскресением разрушил царство смерти я диавола и воскресил нас с Собою, - Своим вознесением на небо отверз всем нам вход в Рай, Сам предстал предтечею о нас перед лицом Отца Небеснаго и представил Ему в Своем лице человека искупленного и возстановленного (Евр. 6, 20; 9, 24), сподобил прославленное естество наше чести превыше херувимов и серафимов - пребывать с ним одесную Своего Отца. "Сего дня, - говорит блаженный Августин в слове на вознесение Господне, - воссиял для нас святой и торжественный день Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Возрадуемся я возвеселимся. Христос снизошел во гроб, отверзлась преисподняя; Христос взошел на небо, прославились горняя. Воскресение Господа есть наша надежда. Его вознесение есть наше прославление. Земное тело взято на небеса, кости, недавно заключенные в тесном гробе, вознесены сонмом ангелов. Смертная природа пересажена в недра бессмертия. Итак Господь и Спаситель наш Иисус Христос прежде был на кресте, а ныне восседает одесную Отца. Когда был на кресте, дал за нас цену искупления; когда вознесся, привлек Себе то, что приобрел". "Ныне - в день вознесения, - по словам святого Иоанна Златоустого, - род человеческий примирен совершенно с Богом, древняя брань и вражда истреблены, и мы, которые недостойны жить и на земле, вознесены на небо. Ныне наследуем царство небесное мы, которые не стоим и земного, восходим на небо, наследуем престол Царя и Владыки, и естество человеческое, которому херувим возбранял вход в рай, вознесено теперь превыше всякаго херувима. Иду приготовить Вам место, говорил Сам Господь ученикам Своим, предсказывая им о Своем восшествии на небо, и когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были там, где - Я (Иоан. 14, 23).
По этим величайшим последствиям вознесения Господа на небо в божественном домостроительстве спасения людей день вознесения Господня от самых времен святых Апостолов составляет для всех христиан предмет благоговейного, торжественного празднования, и вместе с тем представляет для всех нас неисчерпаемый источник радости и утешения. Для нас отверсто вознесением на небо и уготованы там Господом райские обители.
Основу сюжета составляют тексты евангелий и Деяний апостолов, повествующие о Вознесении Христа на небо в сороковой день по Воскресении.
"И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.И пребывали всегда во храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь." [Лук.24:50-53]
"… after the Lord had spoken unto them (his followers), he was received up into heaven, and he set on the right hand of God" [Mark 16:19].
Эти тексты обходят молчанием присутствие БР. Но на иконе Она занимает центральное место среди апостолов и ангелов. Противоречит историческим данным и присутствие здесь ап. Павла (он не имел ещё никакого отношения к христианству и был еще Савлом), который изображается во главе апостольского круга вместе с апостолом Петром. Евв. Лука и Марк - из числа 70-ти, хотя и были в числе присутствующих, к кругу собственно двенадцати апостолов не приадлежат; однако они изображаются именно в числе двенадцати. Евангелия, которые держат евангелисты на иконе, еще не были написаны и т.д.
Но икона - это образное выражение Священного Предания Церкви, живущего в Священном Писании и богослужебных текстах. Поэтому вне службы праздника в целом невозможно ни понять, ни разобрать ни одной праздничной иконы.
Богослужение Вознесения подчеркивает присутствие БР в завершительном акте присутствия на земле Ее Сына. Например,"...пришел еси со ученики Твоими на гору Елеонскую, имея Рождшую Тя Творца и всех Содетеля..." (стихира литийная на Слава и ныне). Или что может быть выразительнее прямого обращения к Ней:"Се Сын Твой,Богородице,...востече к небесным" (тропарь 8-й песни канона). Причина Её присутствия здесь вытекает очевидно из Её роли в деле воплощения. "Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но и делом воли и веры Девы Марии. Без согласия Пречистой, без содействия веры, оно было бы также неосуществимо, как и без содействия самих трех Лиц Божества. Бог делает Её Своей Матерью лишь научив и убедив Ее, и принимает от Нее плоть, которую Она дает Ему по Своей воле" [Николай Кавасила]. В Ее лице человечество дало свое согласие на воплощение Искупителя, на то, чтобы Слово стало плотию. Поэтому, будучи необходимым условием спасения со стороны человеческой, Она "рождшая всех Творца и всех Содетеля", и изображается на иконе Вознесения как непосредственное свидетельство Его воплощения. Именно Ей, "матерски паче всех болезновавшей,подобаше славою плоти Его премногия насладиться радости" (стихира литийная на Слава и ныне),видеть Его преславное Вознесение, торжество принятого от Нее человечества, обоженного и поставленного превыше небес одесную Отца.
В иконе Вознесения, праздника "завершенного спасения", БР находится в центре и во главе группы, которая есть достояние Спасителя, стяжанное Его кровью, оставляемое Им телесно на земле, Церковь, которая через обетованное сошествие Святого Духа в наступающую Пятидесятницу, получит всю полноту своего бытия. Фреска "Вознесение" с давних пор часто располагается в куполе храма.
Ascension represents the completion of the events of Christ's life on earth (His birth, passion, death and resurrection) and thus, salvation consummated. The icon, just like the Scriptural accounts, emphasizes the place of the Virgin and the Apostles more than Christ and the actual Ascension. The importance of the Ascension is its significance for those left on earth representing the new Church. This is why the Apostle Paul, who couldn't have been at the actual Ascension, and the Virgin are included in the group to represent the whole New Testament Church. The Virgin is the personification of the Church, the earthly temple of the incarnate Word. By depicting Christ in the act of blessing, the icon emphasize His continuing work on earth in watching over the Church. And the angels next to the Virgin are messengers of the Divine Providence, and reminders that Christ will return one day in glory [3223].
Аноним из Сюника {5233}
Болякин И.
Буторин Н.
Ванни А. {4442}
Варлаам
Гринков Д.
Димитров Х. {4387}
Дьяконов С.Е.
Кульмбах Х.С. фон {1882}
Мантенья А.
Нестеров М.В.
Рублёв А.
Угрюмов {2729}
Феодор {2259}
Чашкин А.
с образами на полях {2451}
Феодор {2259}
Часослов Студионский {2259}
Часослов Феодоровский {2259}
Эпистолярий св. капеллы {2260}
Москва
двусторонняя {2097}
иконостас {5411}
чин {3766}
Сошествие во ад, с образами на полях {6133}
церковь Спаса Преображения на Нередице {2309}
Требник Мартина Арагонского {4694}
СПб
праздники
III {0044}
III
нет
праздники
Шебуев В.К. {1714}
резьба
Сергиев Посад: лавра Троице-Сергиева
праздники {2316}
придел Ризположенский {2353}
6-частник {2315}
двери {4938}
двусторонняя {2097}
иконостас
Зубов Ф.Е. {2305}
Меркурьев А. {6407}
Нестеров М.В. {4701}
Прохор с Городца {4941}
Рублёв А. {5411}
Томас де Колосвар {3158}
иконостас Толедский {4006}
церковь св. Георгия Победоносца на Поклонной горе {4332}
? {1234}
крест с предстоящими, 20 клеймами и 21 херувимом {0037}
многочастник
Гринков Д. {2096}
Владимирская, с праздниками и святителями {2121}
Воскресение Христово с Древом Иесеевым {2096}
Воскресение, с 12 праздниками, 12 минеями и 62 богородичными образами {3292}
Воскресение, с Сошествием во ад, с 12 праздниками и 16 сценами {4835}
Звезда Пресветлая {4352}
Иконостас {4301}
Праздники и сцены из житий святых {3606}
Распятие, с евангелистами и праздниками {5670}
Символ веры {2450}
Сошествие во ад, с Древом Иесеевым и 61 образом {2096}
праздники
Толедо: собор {2316}
Владимирская, с 24 праздниками {5945}
Воскресение, с 12 праздниками
СПб
финифть {2388}
III {0044}
III
нет
Преображение Господне, с праздниками в 24 клеймах {2377}
Оплакивание, с 14 праздниками на полях {6106}
с образами на полях
Владимирская, с праздниками и святителями на полях {2121}
Оплакивание, с 14 праздниками на полях {6106}
Св. Троица, с образами на полях {6568}
Свв. Косьма и Дамиан, с праздниками и житием на полях {2451}
Сошествие во ад, с образами на полях {6133}
Мемлинг Х. {4012}
Павлов Д. {4426}
яйцо пасхальное {1900}
вышивка
литьё
складень
Феодор {2259}
Часослов Студионский {2259}
Часослов Феодоровский {2259}
Эпистолярий св. капеллы {2260}
Требник Мартина Арагонского {4694}
Салоники: церковь св. Софии {3931}
СПб: собор Воскресенский (Спас на крови)
Лондон: музей Британский {2686}
Муром: музей краеведческий
СПб: ГРМ
праздники {2316}
праздники
Толедо: собор {2316}
Джотто {3315}
Кинцурашвили Л. {4687}
Нестеров М.В. {2391}
Новгород
церковь Успения на Волотовском поле {3935}
Ростов: церковь Спаса на сенях {5389}
Тбилиси: церковь св. Давида
придел Ризположенский {2353}
"Восшел на небеса, от онудуже сошел еси, не остави нас сирых, Господи: да придет Твой Дух, нося мир мирови".
|
|